Американские аналитические центры прорабатывают вопрос о необходимых мерах по защите критически важной инфраструктуры стран Большого Каспийского региона, к которым, как известно, в Вашингтоне относят пять государств Центральной Азии и три южнокавказские страны. 

Об этом, как сообщил Media.Az редактор Информационно-аналитического портала «Каспийский вестник» Владислав Кондратьев, стало известно из опубликованной недавно на сайте американского Каспийского политического центра (Caspian Policy Center) статьи «Защита критической инфраструктуры в Большом Каспийском регионе – потребности и возможности» (Protecting Critical Infrastructure in the Greater Caspian Region – Needs and Opportunities), автором которой является бывший посол США в Азербайджане Роберт Секута.

Вывод, который делает Роберт Секута, заключается в том, что необходимо взаимодействие с правительствами США и Европы, чьи страны заинтересованы в успехе и целостности развивающегося «Нового Шелкового пути».

Но о каких же угрозах безопасности идет речь? По словам Владислава Кондратьева, их достаточно много. Это и терроризм, и техногенные аварии, и природно-климатические явления: «Однако я думаю, главную угрозу на Западе видят в якобы возможных агрессивных действиях России, хотя я с трудом представляю такую гипотетическую ситуацию».

Эксперт напомнил об одной из статей «американского ястреба» Люка Коффи – директора Центра внешней политики Дугласа и Сары Эллисон в Heritage Foundation. «Он там четко обозначает американский взгляд на главную угрозу каспийской инфраструктуре»: «Большинство основных нефтегазопроводов, проходящих через «гянджинский коридор» и несущих Каспийскую энергию в Европу, расположено вблизи передовых позиций нагорно-карабахского конфликта... Москва знает, что любая крупная вспышка насилия будет угрожать жизнеспособности этих трубопроводов. Учитывая влияние России на Армению, это не займет много времени, чтобы спровоцировать новые боевые действия».

Как все эти угрозы могут сказаться на нефтяных ценах, которые и без того весьма нестабильны? По мнению Владислава Кондратьева, с учетом того, что объем поставок углеводородов из Каспия на внешний рынок относительно небольшой в мировых масштабах, то вряд ли стоит ожидать какого-либо значительного влияния на цены на нефть. «Но я бы и не ожидал, что такая ситуация вообще возможна. Учитывая уровень взаимоотношений России и Азербайджана, возможные имиджевые потери, подобные угрозы со стороны России для инфраструктуры Каспия и Азербайджана попросту не реальны».

«Реальная опасность же, на мой взгляд, исходит от возможных террористических проявлений в отношении энергетической и транспортной инфраструктуры региона. Об актуальности данной угрозы безопасности транспортным магистралям неоднократно заявляли как представители стран региона, так и должностные лица НАТО.

В качестве примера здесь можно привести заявление спецпредставителя генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Центральной Азии Роберта Симмонса, сделанное еще несколько лет назад. Главной угрозой нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан он называл именно террористические акты, при этом военную защиту не относил к первоочередным задачам. Применительно к территории стран Южного Кавказа опасность представляет деятельность последователей ИГИЛ и других террористических группировок. Есть определенные угрозы и на территории Турции, где уполномоченными органами страны в связи с повышением угрозы террора периодически усиливалась безопасность нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, как например в 2010 году», - подчеркнул Владислав Кондратьев. 

Media.Az