Сегодня Центральная избирательная комиссия Армении на своем заседании подвела предварительные итоги выборов в Национальное собрание страны. После подведения итогов члены комиссии по предложению ее председателя Тиграна Мукучяна подписали соответствующий протокол.

Окончательные результаты голосования, которые приводит Sputnik Армения, выглядят следующим образом: Республиканская партия Армении - 58 947 (4,70%), «Выбор гражданина» – 8 517 (0,68%), АРФ «Дашнакцутюн» – 48 757 (3,89%), «Мой шаг» – 883 408 (70,44%), «Просвещенная Армения» – 79 921 (6,37%), «Христианско-демократическое возрождение» – 6 446 (0,51%), «Национальный прогресс» – 4 120 (0,33%), «Мы» – 25 138 (2,00%), «Оринац Еркир» – 12 376 (0,99%), «Сасна црер» – 22 821 (1,82%), «Процветающая Армения» – 103 736 (8,27%).

Как напоминает Media.Az, явка на внеочередных парламентских выборах в Армении составила 48,63%. Для прохождения в Национальное собрание Армении партиям необходимо было пройти 5% барьер, а блокам 7%.

О том, что происходило на выборах, что могут означать их результаты в интервью Media.Az из Еревана рассказал руководитель Центра политических и правовых исследований Джонни Меликян.

- Как и ожидалось, выборы завершились оглушительной победой блока Никола Пашиняна. Означает ли это окончательную победу «бархатной революции» в Армении?

- Можно сказать, что да. По итогам досрочных выборов в Национальное собрание Армении был завершен процесс перехода власти в стране – от Республиканской партии Армении (РПА) к «Гражданскому договору». Блок «Мой шаг» во главе с и.о. премьер-министра Никола Пашиняна одержал ожидаемую и уверенную победу, а сами выборы прошли в достаточно конкурентной среде.

- Несмотря на то, что «Мой шаг» был явным фаворитом, блок Пашиняна провел самую дорогую кампанию по выборам в парламент. Зачем было так тратиться? Или на такое решение повлияли недавние опросы, свидетельствующие о некотором падении рейтингов премьер-министра?

- Да, «Мой шаг» был явным фаворитом досрочных выборов, но причина столь активной агиткампании была в том, что на фоне наличия финансов на кампанию, была необходимость мобилизации электората путем предвыборной агитации, а не применения административных ресурсов. Поэтому, в отличие от эйфории и максимальной поддержки команды Никола Пашиняна в первые месяцы после прихода во власть, уже по итогам выборов в Совет старейшин Еревана (явка составила 43,65%), ожидалось, что досрочные парламентские также будут менее активными. Так и получилось, несмотря на активную, я бы добавил гиперактивную агиткомпанию, явка составила 48,63% или 1,26 млн.

Что касается рейтингов, то они всегда нестабильны и зависят от популярных или непопулярных шагов властей. Таких шагов будет еще немало и в будущем. Кроме того, ни в одной демократической стране рейтинги не бывают стабильными, то же самое и в нашем случае.

- Чем можно объяснить крайне низкую явку на выборах? И.о. первого вице-премьера Армении Арарат Мирзоян, к примеру, заявил, что на выборах в свободных, демократических странах высокой явки обычно не бывает. То есть если бы была высокая явка, то выборы были бы недемократичными?

- Нет конечно. Данная аналогия условная. Конечно, явка была не такой высокой, но все это относительно. Тут следует выделить несколько факторов. Не секрет, что ранее на выборах использовался административный ресурс, а людей мобилизовывали и доставляли на участки автотранспортом, чего на сей раз не было. Высокая мобилизация (реальная) бывает тогда, когда в стране кризис и есть необходимость изменений – чего в нашем случае уже не было, мобилизация в апреле-мае текущего года уже привела к внутриполитическим изменениям в стране.

На сей раз на выборы пошли те, кто хотел. Кроме того, немаловажным является и то, что из более чем 2,5 млн. человек, включенных в реестр избирателей, в стране реально на момент проведения выборов проживало 2-2,1 млн. человек, что также влияет на показатель явки, занижая его.

- В парламент проходят три политические силы – «Мой шаг», «Процветающая Армения», и «Просвещенная Армения». Правильно ли утверждение, что «Процветающая Армения» - это условно пророссийская сила, «Просвещенная Армения» - прозападная и очень близка к позиции «Мой шаг»?

- Все, конечно же, условно. Партию «Процветающая Армения» можно назвать «пророссийской». Ее лидеры выступают за неуклонное развитие и углубление армяно-российского стратегического союза и за продолжение активного участия в интеграционных процессов в рамках СНГ, ЕАЭС и ОДКБ. Кроме того, по словам лидера партии Гагика Царукяна, евразийская интеграция Армении и ее отношения с Россией имеют принципиальную важность для ППА.

«Просвещенная Армения» по своей натуре партия «прозападная», лидеры которой предпочитают интеграцию республики в Европейский союз и выступают за установление стратегического партнерства с Брюсселем. Но в то же время, в отличие от парламентских выборов 2017 года, на сегодняшний день партия не ставит вопрос о выходе Армении из ЕАЭС, как она это делала ранее, находясь в составе избирательного блока «Елк» («Выход»).

Что касается внешнеполитических предпочтений теперь уже правящего блока «Мой шаг», то они неизменны и являются продолжением политики прежних властей – Армения продолжит свое участие в ОДКБ и Евразийском экономическом союзе, в рамках которого, как они считают, «есть потенциал и необходимые условия для развития экономики». В отношениях с Россией партия предлагает сохранить стратегическое партнерство, исходя из «принципов равенства, взаимного доверия и выгоды».

- Чем можно объяснить провал Республиканской партии Армении? Высоких результатов никто особо и не ждал, но непопадание в парламент все-таки удивило…

- Интригой прошедших выборов было то, пройдет или нет в парламент теперь уже бывшая партия власти – РПА. Можно констатировать, что после почти 20 лет пребывания во власти, как в качестве коалиционной силы, так и правящей партии, РПА не прошла в парламент, получив поддержку 4,7% граждан или 59059 человек. Причин, скорее всего, несколько: нежелание признать свои ошибки и как следствие – отсутствие доверия населения, а также то, что не пошли на ребрендинг партии и не предстали перед населением в новом амплуа.

В то же время, отмечу, что они останутся на внутриполитическом поле в качестве внепарламентской оппозиционной силы и им предстоит долгий этап внутренних преобразований и реформ.

Наир Алиев
Media.Az