9 декабря в Армении прошли внеочередные парламентские выборы, результаты которых были ожидаемы - победил блок «Мой шаг», во главе с и.о. премьера Николом Пашиняном, набравший свыше 70% голосов (на разных участках количество голосов, отданных за Пашиняна колебалось в пределах от 55 до 86% голосов).

Как напоминает Media.Az, за места в законодательном органе боролись два блока и девять партий - блоки «Мой шаг» и «Мы», и партии «Процветающая Армения», Республиканская партия Армении, АРФ «Дашнакцутюн, «Просвещенная Армения», «Сасна црер», партия «Христианско-демократическое возрождение», «Оринац Еркир», «Выбор гражданина» и «Национальный прогресс».

Несмотря на ожидания и даже призывы армянских знаменитостей явиться к избирательным урнам, активность на выборах оказалась ниже 50%. Но явка, согласно армянскому законодательству, не влияет на признание выборов состоявшимися. Вряд ли повлияет и 252 сигнала о нарушениях, по которым Генеральная прокуратура Армении готовит материалы для возбуждения уголовных дел.

Политолог, заместитель директора российского Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров по горячим следам прокомментировал Media.Az победу блока «Мой шаг».

- Никол Пашинян зацементировал свою вертикаль власти в Армении. Что будет дальше? Как поменяется внешнеполитический вектор страны, станет ли он более прозападным, учитывая, что армянскому премьеру в стране никто уже не помешает?

- Я не думаю, что в тех экономических, геополитических условиях, в которых находится Армения, она сможет выстроить прозападный и антироссийский вектор.

Армения является участником евразийских проектов, в которых лидирует Российская Федерация. Это Евразийский экономический союз (ЕАЭС), ОДКБ. Так что есть основания полагать, что для Армении сотрудничество с Россией будет оставаться приоритетным.

- Но ведь были попытки показать движение Еревана на Запад…

- Они являются слабой копией поведения, к примеру, в ЕАЭС другого государства. Я имею ввиду Беларусь. Минск периодически выторговывает себе более выгодные условия, показывая возможность выстраивания более тесных отношений с Западом.

Да, конечное же, Никол Пашинян – это совершенно не Александр Лукашенко. Запад президента Беларуси не примет, о чем, кстати, сказал и сам Александр Лукашенко, развеяв сомнения в том, что, по крайней мере, при нем Беларусь может изменить своим геополитическим обязательствам.

Но ведь и Николе Пашиняну Запад не сможет предложить пространство для маневра, скажем, предложить решение по карабахскому конфликту. Запад не в состоянии выстроить отношения между Арменией и Азербайджаном, выведя проблемы Нагорного Карабаха за скобки.

Только у России есть настолько тесные отношения с Азербайджаном и Арменией, что Москва может исполнять полноценную роль посредника.

Так что политическая конъюнктура заставит Никола Пашиняна выполнять обязательства в отношении России и других стран ЕЭАС и ОДКБ, а также проводить взвешенную политику.

Я думаю, победителем в так называемой «бархатной революции», итогом которой должны были стать эти парламентские выборы, Никол Пашинян так и не стал.

Конечно же, сейчас Армения будет выторговывать у России и других партнеров какие-то выгодные условия и сделки. Но не более того.

Но я еще раз вернуcь к нагорно-карабахской проблеме: она очень серьезна и никто варианты разрешения этого конфликта, кроме России, предложить не может.

- Вы затронули тему Карабаха. Есть предположения, что после выборов в армянский парламент Ереван станет более договороспособен, ведь Никол Пашинян добился своего и вся полнота власти у него…

- Но ведь и прежде у Никола Пашиняна руки не были связаны по карабахской проблематике. И он не может отступиться от стратегических позиций Армении. Ведение переговоров, так скажем, в более лояльном русле по отношению к Азербайджану, приведет к тому, что армянский премьер потеряет поддержку избирателей.

Что касается Азербайджана, то от выборов в Армении Баку не стоит ждать ничего хорошего. Что касается России – то не стоит ждать ничего плохого.

- Что вы имеете ввиду?

- Я сейчас поясню. Пропасть между Арменией и Азербайджаном сохранится. А имеющаяся трещина в отношениях между Россией и Арменией вряд ли будет расширяться.

Наир Алиев
Media.Az