«Мы отдали ребенка в дорогой частный садик и, представляешь, что там произошло? В группу, которую посещает мой сын, ходит ребенок с синдромом Дауна. Я возмущена до глубины души, почему мой ребенок должен учиться с больными детьми? Я плачу 500 манатов в месяц. И мне не хочется, чтобы мой сын начал подражать в поведении ребенку с синдромом Дауна.

На днях автор этих строк стал случайным свидетелем вышеописанного разговора между двумя приятельницами, в ходе которого одна жаловалась другой на то, что в «дорогой садик берут кого попало». Под «кем попало» подразумевался «солнечный ребенок». Именно так называют детей с этим синдромом за их безграничную доброту и полное отсутствие какой-либо агрессии. Так кто же дал право этой женщине быть избирательной в вопросах того, каким детям позволительно проходить обучение с ее ребенком, а каким детям нет?

К сожалению, столь ущербное восприятие окружающих присуще не только этой женщине. Не ошибемся, если предположим, что подобных ей очень много в странах постсоветского пространства. Шаблонность мышления и навязанные стереотипы не позволяют некоторым членам социума адекватно воспринимать людей, которые хоть чем-то отличаются от них.

Вот и ответ на вопрос, которым уже давно задаются некоторые зарубежные эксперты, мол, почему на постсоветском пространстве, несмотря на принятые законы об инклюзии в образовании, подвижек в данном вопросе до сих пор нет? А потому и нет! Ведь психология граждан от принимаемых законов не меняется, и никто не спешит им ничего разъяснять.

Впрочем, надо признать, что и сама система образования, начиная с неприспособленной инфраструктуры подавляющего большинства отечественных школ, и заканчивая самими педагогами, не готова дать таким детям то, в чем они так нуждаются.

К слову сказать, на сегодняшний день системой инклюзивного образования в Азербайджане охвачено не более  0,5% детей с инвалидностью. Всего в стране насчитывается  около 65 тысяч детей с инвалидностью, но инклюзией из них охвачены всего около 300 детей, что является мизерным показателем. 

Отметим,  что в международной практике система инклюзивного образования включает учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее основная  цель -  создание безбарьерной среды для  обучения людей с ограниченными возможностями. Это целый комплекс мер, направленный на техническое оснащение образовательных учреждений, на разработку специальных учебных курсов, как для педагогов, так и для учащихся и т.д.

Но, помимо этого, необходимы также и специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях страны.

Так как же возможно изменить данную ситуацию? Возможно ли это в условиях азербайджанской системы образования?

Безусловно, это вполне реально, но для этого необходима серьезная пропагандистская работа. И тут дело не ограничится парой плакатов, на которых будут изображены дети с инвалидностью, весело шагающие вместе с детьми, у которых нет проблем со здоровьем. В идеале сами родители должны объяснять своим детям, что нет никаких препятствий для общения с детьми с инвалидностью. Но для этого сами родители должны так думать. А это, увы, далеко не всегда так.

Далее работать с детьми должны в учебном заведении. Но с сожалением надо признать, что в большинстве своем педагоги этому вопросу внимания не уделяют вообще. Все опять-таки ограничивается парой фраз о толерантности и изображением в учебнике по «Познанию мира» ребенка в инвалидной коляске.

В последнее время мы все чаще и больше говорим о толерантности, о том, что у всех нас имеются равные права и возможности. Это действительно так. И с данным утверждением мы все соглашаемся на словах, но не на деле.

Людей с ограниченными физическими или умственными возможностями подавляющее большинство из нас предпочитают просто не замечать, ссылаясь на то, что есть государство, пусть оно и замечает. Но при этом мы забываем тривиальную истину, заключающуюся в том, что государство – это, прежде всего, обыкновенные люди, и от нашего настроя будет зависеть конечный результат.

Дети с ограниченными возможностями – самые обыкновенные дети, с такими же неподдельными эмоциями и чистыми помыслами, которых социум предпочитает игнорировать. Они вынуждены проживать большую часть своей жизни в четырех стенах своих каменных коробок, будучи изолированными от внешнего мира, и в этом отчасти есть вина каждого из нас. К чему все эти слова? Да просто для того, чтобы в следующий раз, повстречав особенного ребенка в поликлинике или на улице, вы не прятали глаз, улыбнулись ему и его маме. Это так мало для вас и так много для него…

Сабина Алиева
Media.Az