Азербайджанский Государственный Русский драматическом театр открыл новый сезон спектаклем «Уйди из моих снов» по мотивам пьесы народного писателя Азербайджана Анара «Шестой этаж пятиэтажного дома», более известной как «Тахмина и Заур». Спектаклем в постановке главного режиссёра театра Александра Шаровского.

Напомню, что впервые «Тахмину и Заура» зрители увидели в середине восьмидесятых годов, на сцене Аздрамы в постановке Мараима Фарзалибекова, с феерической игрой дуэта Фуад Поладов-Амалия Панахова.

Затем по мотивам этого произведения режиссером Расимом Оджаговым был снят одноименный фильм, вышедший на экраны в 1993 году, с не менее интересным тандемом Фахраддин Манафов - Мерал Конрад

И вот, спустя четверть века Александр Шаровский предпринимает третью попытку постановки этого воистину культового произведения азербайджанской литературы. Попытку, которая могла стать для особо не блистающего ничем в последнее время режиссера шансом продемонстрировать наличие пороха в пороховницах. Увы, как показал спектакль, шансом этим Александр Яковлевич воспользоваться так и не сумел.

Хотя ажиотаж перед спектаклем был как никогда - ни одного свободного места в зале обнаружено не было! Желающих посмотреть «ноу-хау от Шаровского» оказалось больше, чем мест в зале театра - это однозначно! А как же – ведь особенностью этого спектакля было то, что Шаровский решил рассказать зрителю эту историю в новом формате. Что ж, это его право.

Только вот с выбором актеров, главреж, мягко говоря, не совсем попал в цель. Даже если закрыть глаза на то, что образ Заура был доверен Ибрагиму Чингизу, доселе известному разве только тем, что он является сыном комедийного актера Чингиза Ахмедова, Ибрагим был таким же Зауром, как и Ольга Арсентьева - Тахминой. 

Пусть меня обвинят в национализме или «ура-патриотизме», но дать роль Тахмины актрисе с такими именем и фамилией, это все равно что доверить, к примеру, Людмиле Духовной сыграть роль Натаван, или Марию Дубовицкую сделать Лейли. Ведь Тахмину нужно прожить, нужно понять, принять, а не просто сыграть! 

Согласитесь, какой бы профессиональной не была актриса, ментальные струны она своей игрой не заденет, и музыка от ее Тахмины будет совсем другой. И сие тем более обидно, учитывая, что в Русской драме при желании можно было бы отыскать несколько гораздо более подходящих претенденток на эту роль.

Примечательно, что одним из главных аргументов режиссера в пользу именно этого тандема было то, что в реальной жизни Ибрагим и Ольга любят друг друга.
Но, во-первых, любить друг друга в жизни - это одно, а любить Тахмину, как Заур – это совсем другое.  А во-вторых, как известно, от любви до ненависти один шаг. А шаг этот тем более в театральной среде, сделать очень даже легко. И что будет со спектаклем в этом случае? В конце концов, играть спектакль и играть «лав стори» - это две большие разницы!

Между тем, еще летом Арсентьева призналась в СМИ, что ее образ очень тяжелый и сложный, поэтому она сделает все возможное, чтобы люди увидели в ней Тахмину. Актриса отметила, что несмотря на то, что это произведение было написано в 80-х годах, общество, к сожалению, не изменилось, и ментальные ограничения до сих пор остались. И как абсолютно не ментальный человек будет бороться с ментальными ограничениями, позвольте спросить?

А ведь учитывая, что данный спектакль был поставлен по государственному заказу, то есть по заказу министерства культуры, все декорации в нем стараниями руководства театра были на высшем уровне, и любой режиссерский каприз выполнялся, что называется, не отходя от кассы. Это касается и подбора костюмов, прам-тайма для репетиций. То есть, даже при желании, сложно придраться к тому, что кто-то пытался вставить палки в режиссерские колеса, как это нередко бывает в других театрах. 

Однако, в конечном итоге, кроме блеска немеркнущих профессионалок (Аян Миргасымова и Мелек Абасзаде) в данном спектакле ничего из ряда вон выходящего и запоминающегося лично я не увидел. 

Даже кульминация спектакля – смерть Тахмины и последний выход к зрителям Заура, что называется, прошли без мурашек по коже… И будет очень жаль, если спектакль «Уйди из моих снов» уйдет из зрительской памяти, не заняв в нем место, на которое был номинирован изначально.

Шевалье Бакинский
Media.Az