В Армении всполошились после появления информации о том, что Азербайджан может вступить в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Многие эксперты при этом забывают, что Азербайджан был членом этой структуры, когда она называлась чуть короче – ДКБ. Но в конце 90-х годов Баку вышел из нее, посчитав, что присутствие в этом объединении не способствует решению карабахского конфликта.

Но сейчас ситуация изменилась. Уже и сотрудничество Армении с ОДКБ под вопросом. Хотя армянский премьер-министр Никол Пашинян при любом случае пытается заверить Кремль в своей преданности, но в это особо никто уже и не верит: ни в России, ни в Армении.

В конце минувшей недели Никол Пашинян заявил, что аж «три раза» после прихода к власти говорил с президентом России Владимиром Путиным по телефону.

Но вопрос: «Решится ли Армения на конфронтацию с ОДКБ?» все равно не раскрыт.

Можно вспомнить, что даже на саммите прикаспийских государств эту тему обсудили президенты России и Казахстана, говорили об этом и министры обороны России - и Армении Сергей Шойгу и Давид Тоноян.

Никол Пашинян звонил и Александру Лукашенко, и Нурсултану Назарбаеву, о чем сообщает «Спутник».

«Будет ли Армения настаивать на том, чтобы будущий генсек до 2020 года представлял Армению? Это может выглядеть как демарш и конфронтация, потому что Армения может бесконечно выдвигать кандидатуры, а четыре президента могут их не утверждать. С другой стороны, вряд ли Армения «отзовет» обвинение Юрию Хачатурову и позволит ему работать до конца срока.

Еревану, скорее всего, придется согласиться передать должность генсека (представителю) Беларуси. Это, конечно, ударит по имиджу Армении в ОДКБ, но альтернативой может быть конфронтция», - отмечает издание.

В свою очередь российский аналитик Александр Караваев отмечает, что сейчас развернулась бурная дискуссия по поводу членства Азербайджана в ОДКБ (а об этом сказал и глава парламентского комитета по госстроительству, руководитель российско-азербайджанской группы межпарламентского сотрудничества Али Гусейнли).

«Вообще, если рассматривать техническую возможность, и не обсуждать возможные мотивы Баку (апробация общественного мнения) и задачи этого высказывания сопредседателя межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан, то обнаруживаешь, что Устав ОДКБ таит бездну смыслов. 

Скажем в ст.6 говорится, что ОДКБ «не затрагивает прав и обязательств государств-членов по другим международным договорам, участниками которых они являются».

То есть, нет жестких правовых ограничений на сотрудничество с НАТО или Турцией. 

По поводу консенсуса при принятии новых членов, тоже есть "лазейки". 

Совет ОДКБ (высший орган) вправе принимать решения в ограниченном формате (то есть с воздержавшимся и не присутствующим участником), а само "государство – член, не проголосовавшее за принятие решения в ограниченном формате, не несет ответственности за последствия принятого решения". (ст. 12).

Наконец, Баку может стать наблюдателем. (ст.21). 

Мое резюме такое. По линии ВТС (военно-технического сотрудничества), координации военного планирования, взаимодействия спецслужб, деятельности МЧС - смысл участия Баку есть, и обоюдная польза», - отмечает эксперт.

Далее. Российский политолог Сергей Маркедонов в своей статье для сайта «Московского центра Карнеги» задался вопросом: Присоединится ли Азербайджан к ОДКБ?

«Любые предложения о сотрудничестве, которые не приближают возвращение Карабаха, Азербайджан либо блокирует, либо старательно обходит. Так было и с ДКБ, и с Таможенным союзом, и с ЕАЭС. Попросту говоря, Баку не видит смысла состоять в одном объединении с Ереваном, если вопрос, который в Азербайджане считается политическим приоритетом номер один, не сдвинется с места», пишет эксперт.

Но недавно в Азербайджане всерьез заговорили о возможном вступлении страны в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ)… По словам председателя комитета по правовым вопросам и госстроительству азербайджанского парламента Али Гусейнли в «новых геополитических обстоятельствах» можно рассмотреть участие Баку в ОДКБ.

«Понятно, что в Азербайджане такие дискуссии не стали бы начинать без отмашки сверху. Но означает ли это, что в скором времени мы увидим расширение ОДКБ за счет Азербайджана? И если это произойдет, то как примирить такое расширение с тем, что в ОДКБ уже давно состоит Армения, конфликтующая с Азербайджаном за Карабах?», задается вопросом Маркедонов.

А затем он перечисляет возможные выгоды для Азербайджана от присоединения к ОДКБ.

«…Вступление в ОДКБ могло бы дать Баку определенные выгоды в области военно-технического сотрудничества. Сегодня вооружение в прикаспийские республики поставляют Россия, Белоруссия и Украина. Первые две страны входят в ОДКБ, а третья хоть и стремится в НАТО, но продает Азербайджану военную технику советского образца. ОДКБ во многом облегчила бы взаимодействие в этой области, ведь участие в организации предполагает военно-техническую кооперацию на льготных условиях, а не по жестким рыночным правилам. Та же Армения остается в ОДКБ, где далеко не все готовы безоговорочно поддерживать Ереван, во многом благодаря скидкам на вооружение.

Не уходя далеко от карабахского конфликта, можно продолжить, что участие Азербайджана и Армении в одной интеграционной структуре заставит Москву стать более требовательной к Еревану и оказывать на него более жесткое давление.

В-третьих, вступление в ОДКБ смотрится вполне логично на фоне того, что Россия всегда рассматривала Азербайджан как стратегического партнера (о чем не раз публично говорили первые лица страны). Это обусловлено несколькими факторами. Среди них и общая сухопутная граница по дагестанскому участку (284 км), и соседство по акватории Каспийского моря. Недавнее подписание Конвенции о правовом статусе Каспия также подкрепило двусторонние отношения.

Россия участвует в разрешении нагорно-карабахского конфликта. Причем в отличие от случая с Грузией, где Тбилиси занимает непримиримо антироссийскую позицию из-за Абхазии и Южной Осетии, Баку поддерживает российское участие в мирном процессе, хотя время от времени и критикует Москву…».

В то же время, по словам Сергея Маркедонова и Россия, и Запад рассматривают Азербайджан в качестве ценного партнера. «…В отличие от своих соседей он обладает сильной, по региональным меркам, экономикой и достаточными ресурсами, чтобы балансировать между крупными державами, не присоединяясь окончательно ни к одному из лагерей.

Баку удается выдерживать эту линию в отношениях не только с Москвой, Вашингтоном и Брюсселем, но и на ближневосточном направлении. Азербайджан – важный энергетический партнер Израиля и покупатель его вооружения, что не мешает Баку поддерживать в ООН позицию Палестинской администрации и выступать за провозглашение независимой Палестины.

Одновременно Азербайджан укрепляет отношения с Ираном, видя в нем потенциального экономического партнера по проекту «Север – Юг» и кооперации на Каспии. Поэтому Баку незачем добровольно сужать себе пространство для маневра, отталкивая западных партнеров и делая окончательный выбор в пользу евразийского вектора», - пишет эксперт.

Сергей Маркедонов указывая, что в скором времени должна пройти встреча Владимира Путина и Ильхама Алиева.

«Каждые такие переговоры – повод для своеобразной конкуренции между Баку и Ереваном. И сегодня азербайджанская сторона пытается по полной использовать фобии Кремля, связанные с цветной революцией в Армении.

Нельзя сказать, чтобы армянские политики не давали для этого оснований. Да, за сто дней пребывания у власти новое правительство Никола Пашиняна не допустило ни одного высказывания, способного поставить под сомнение стратегический союз между Ереваном и Москвой. Но некоторые шаги во внутренней политике (арест экс-президента Роберта Кочаряна, преследование генсека ОДКБ генерала Юрия Хачатурова, избирательная антикоррупционная кампания, обыски в дочерней компании РЖД Южно-Кавказские железные дороги) создали вокруг Армении непростой эмоциональный фон. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров уже заявил об «озабоченности» Москвы внутренней ситуацией в стране-союзнице.

Кроме того, Никол Пашинян занял более жесткую, чем его предшественник Серж Саргсян, позицию по отношению к карабахскому урегулированию. Поэтому неудивительно, что Баку стремится сыграть на этих разногласиях между Москвой и Ереваном, а также использовать позитив, достигнутый во время саммита в Актау.

Очевидно, что Путин и Алиев обсудят Карабах и общую ситуацию в регионе. Как тут не попытаться представить себя более надежным, стабильным и предсказуемым партнером России?», - отмечает Сергей Маркедонов, находящийся, как напоминает Media.Az в «черном списке» МИД Азербайджана за незаконное посещение оккупированных территорий страны.

Наир Алиев
Media.Az