На этой неделе Европейский парламент решил выдвинуть перечень условий для заключения соглашения с Азербайджаном. Одно из главных - наличие неких политзаключенных, которых надо отпустить.

Как напоминает Media.Az, cписок был принят на пленарном заседании Европарламента.

В пресс-релизе Европарламента говорится, что одним из ключевых условий является освобождение заключенных, которых правозащитники считают политическими.

Правительству Азербайджана хотят напомнить, что никакое всеобъемлющее соглашение не будет ратифицировано, если до завершения переговоров должны быть освобождены все «политзаключенные».

Как известно, депутаты Милли Меджлиса выразили свое отношение к решению Европарламента отложить ратификацию соглашения с Азербайджаном до выполнения им ряда условий, одним из которых является освобождение «политических заключенных и узников совести».

К примеру, депутат Милли Меджлиса Эльмира Ахундова заявила изданию haqqin.az о том, что Европарламент, к сожалению, взял на себя роль плохого полицейского.

В то же самое время Европейский парламент назвал Азербайджан стратегическим партнером в сфере энергетики.

Между тем, глава делегации Азербайджанской Республики в ЕС Фуад Искендеров отрицательно отреагировал на «рекомендации», отметив, что у Азербайджана тоже были «красные линии», но они никогда их так не выставляли. Искендеров отметил, что «ЕС не менее заинтересован» в переговорах по соглашению и что «любая попытка шантажа или подрыва переговоров не удастся» (цитата по europediplomatic.com).

Ситуацию в интервью Media.Az прокомментировал депутат Европейского парламента Мирослав Митрофанов.

- Европейский союз потребовал освобождения всех «политзаключенных». При этом, по данным многих правозащитников 70-80% в списках – исламисты. И одновременно Европарламент называет Азербайджан важным партнером в сфере энергетики. Что Вы думаете по этому поводу?

- Это такое сочетание «кнута и пряника». Евросоюз надеется на улучшение отношений с Азербайджаном, иначе не было бы второй формулировки (про энергетическое партнерство – ред.). Вы же понимаете, что с «безнадежными» не разговаривают.

Что касается того, сколько в списке «исламистов» или «демократов», то у меня нет данных по этому вопросу.

Но я уверен в одном - подход к взрывоопасным регионам должен быть аккуратным и осторожным. То, что в благополучной и спокойной Европе может казаться «неприемлемым», в сложных регионах это может оказаться единственным возможным решением, исходя из внутриполитической логики.

Многие государства вынуждены применять и жесткие меры контроля, подавляя религиозные радикальные организации. То, что не является нормой в Европе, может на какой-то промежуточный период являться нормой для других регионов и стран мира.

- На Ваш взгляд, Азербайджан нуждается во всеобъемлющем соглашении с Евросоюзом? Да и в целом известно, что Баку особо не стремится к этому…

- Существует программа ЕС «Восточное партнерство», в рамках которого запущены механизмы. Задача была поставлена много лет назад, над этим работают эксперты. Так что все происходящее надо воспринимать как работу гигантского бюрократического механизма, который просто так остановиться не может…

- Но разве это не элемент давления на Азербайджан (резолюция Европарламента с требованием отпустить «политзаключенных»)?

- Вся мировая политика состоит из элементов давления, поощрения, предупреждения и наказания. В данном случае (с Азербайджаном – ред.), это – инструмент давления.

Наир Алиев
Media.Az