Конфликтов на пространстве бывшего СССР становится все больше, застарелые – не решаются, а при этом новые возникают. В чем причина?

Отвечая на вопросы Media.Az украинский политолог Юлия Комарова отметила, что нерешенность конфликтов, прежде всего, связана с тем, что не решены фундаментальные организационные вопросы, вызванные распадом такого большого государства как СССР.

До сих пор нет окончательной делимитации границ. В бывшем СССР границы были абсолютно хозяйственным разграничением. Как в Москве увидели административное районирование, так это на практике и применялось.

Конечно же, такие границы не учитывали национального многообразия, исторические процессы. В итоге обнаружились болевые точки, когда тоталитарная машина начала пробуксовывать.

На международном правовом, дипломатическом уровне было мало сделано для того, чтобы навести порядок, договорится о разграничении территорий, безопасности, патрулировании.

И еще важный момент: надо учитывать «прозрачность» границ доя проникновения спецслужб, прежде всего российских. Спецслужбы во многих государствах, в том числе и у нас в Украине – производные от нынешних ФСБ (Федеральная служба безопасности) и ГРУ (ныне Главное управление Генерального штаба – орган внешней разведки Министерства обороны РФ).

Спецслужбы достаточно спокойно чувствуют себя на территории всего постсоветского пространства. Вот и происходит генерирование нестабильности, происходят «гибридные» конфликты.

- Но, если взять, к примеру, Карабах. Здесь военный конфликт, есть четыре резолюции ООН, в которых говорится о необходимости вывода армянских вооруженных сил из оккупированных территорий Азербайджана. Они были приняты еще в 90-х годах. Вот вы говорите, что нет международных решений, но ведь в случае с Карабахом они точно существуют. Почему же это международное право не работает?

- Говоря о международных решениях я имела ввиду те соглашения, которые заключены между участниками международных событий. А не только тех, кто занимает позицию стороннего наблюдателя, выражающего глубокую обеспокоенность. Это, к слову, то, что происходит сейчас у нас в Украине.

Есть вопрос апатии. У нас ждут, когда вопрос за них решит кто-то «сверху». Раньше в виде директив они приходили из Москвы, а теперь наши молодые государства, имеющие при этом огромное историческое наследие, ждут подсказку и готовую формулу решения проблем со стороны Запада, международных институтов.

Но международным институтам не до нас. Постсоветское пространство для них – область политической нестабильности.

- Можно ли говорить, что ключи от решения конфликтов на постсоветском пространстве находятся в Москве? Та же самая Армения напрямую зависит от России. Есть Донбасс, Приднестровье…

- Можно говорить о ключах и паролях. В Москве «запаролили» эти проблемы, сделали из них недоступные «черные ящики».  Прошло время, и пароли забыли даже в Кремле. Получается сейчас, что ключи есть, а вот паролей нет.

«Монстры», вышедшие из «ящиков» уже не подконтрольны Кремлю.

Наир Алиев
Media.Az