Сегодня спикер парламента Ирана Али Лариджани заявил, что решение США о выходе из ядерной сделки не останется без ответа, сообщает Media.Az со ссылкой на Tasnim. 

По данным агентства, такое заявление было сделано во время экстренного заседания Исламского межпарламентского союза.

Напомним, что США вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД) и заявили о повторном введении против Ирана санкций, существовавших до соглашения. Остальные члены «шестерки» международных посредников (Россия, КНР, Великобритания, Франция, Германия) выступили против подобного шага США. Европейские партнеры Вашингтона заявили, что намерены по-прежнему соблюдать условия сделки с Ираном, напоминают мировые СМИ.

Между тем, грузинский политолог, директор Института изучения Ближнего Востока и Кавказа Василий Папава находился в Иране, когда стало известно о решении Вашингтона.

Как же в Иране отреагировали на выход США из ядерной сделки, и есть ли опасения у простых людей, что усиление санкций ухудшит их жизнь?

По словам Василия Папава, после прихода в Белый дом администрации Дональда Трампа появились признаки того, что отношения между США и Ираном будут накаляться. Речь зашла, в том числе, и о «ядерной сделке», заключенной с Ираном в 2015 году предыдущей администрацией во главе с Бараком Обамой.

«Это было заметно и по действиям западной коалиции в Сирии, когда наносились превентивные, предупредительные удары по военным силам Ирана в Сирийской Арабской Республике», - отмечает эксперт в интервью Media.Az.


По его словам, нужен был веский повод для того, чтобы США вышли из договора с Ираном: «Самое легкое – обвинить Иран в нарушении соглашения. И этот повод появился после того, как премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сделал показательное заявление, утверждая о том, что Иран продолжает работать над ядерной программой».

«Конечно, стоит отметить, что без внушительной поддержки Ирана режим Башара Асада не смог бы противостоять внешнему вторжению, которое мы наблюдаем с 2011 года, - продолжил наш собеседник. - Израиль не заинтересован в усилении Ирана в регионе, и это их давняя вражда. Ну, а США – главный союзник Израиля, и  было очевидно, что Вашингтон предпримет разные методы воздействия на Тегеран, в том числе и даст карт-бланш на военные действия в Сирии».

Как рассказывает Василий Папава, на заявление Дональда Трампа о выходе из договора с Ираном в Тегеране отреагировали жестко. В парламенте ИРИ был даже сожжен американский флаг.

«Консервативные представители иранской военно-политической элиты и ранее предполагали, что Запад не будет соблюдать достигнутое соглашение. А ведь на тот период это был огромный дипломатический прорыв для Исламской Республики Иран.

После общения с религиозными деятелями, представителями экспертного сообщества, простыми людьми сложилось одно впечатление: иранское общество поддерживает жесткую позицию государства в деле защиты своих национальных интересов. Иран не намерен соглашаться с условиями США, не будет действовать под диктовку Запада. Никакие внешние угрозы и давление на Иран не будут эффективными», - уверен наш собеседник.

Как рассказывает аналитик, после свержения прозападного шаха в 1979 году новое руководство Ирана во главе с аятоллой Хомейни взяло курс на независимую внутреннюю и внешнюю политику. Это раздражает не только региональных игроков, таких как Саудовская Аравия, Израиль, но и Соединенные Штаты. Стоит вспомнить, что США тогда потеряли своего главного союзника в регионе – шахский режим Ирана.

«Народ к новым американским санкциям относится спокойно. Надо понимать, что Иран уже 40 лет живет под санкциями. Выросло не одно поколение, которое не знает другой жизни.

И политическое руководство страны, и народ видят жесткую позицию Запада, и это является объединяющим фактором.

Иран – серьезный игрок в регионе. Сбрасывать со счетов его военный и экономический потенциал было бы большой ошибкой. Разговаривать с Ираном на языке ультиматумов, да еще и ничего не предлагая взамен, – это большая оплошность.

К чему может привести нынешнее противостояние – сказать сложно. Но, повторюсь, иранское общество поддерживает власть.

Стоит отметить, что и на Западе не все разделяют позицию Вашингтона. Во всем потакать и поддерживать позицию США в Европе не намерены

Подытоживая сказанное, отмечу, что решение Вашингтона выйти из договора может привести к разрушительным последствиям для всего региона», - резюмировал Василий Папава.

В свою очередь, эксперт Центра постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук, российский политолог Фархад Ибрагимов заявил Media.Az, что выход Трампа из иранской ядерной сделки конечно может принести немало проблем региону и приграничным с Исламской Республикой странам.

«Если говорить об Азербайджане, то важно понимать, что Баку всегда придерживается баланса, дабы ни с кем не испортить отношений, особенно с соседями. Такая политика приводит к тому, что вес страны на политической арене увеличивается, с мнением Баку считаются.

А Дональд Трамп своим демонстративным выходом из СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы – ред.) решил показать своей внутренней американской аудитории, что он действительно держит слово и обещания предвыборные выполняет. Вспомните, что он говорил в ходе президентской кампании: уже тогда он обещал разорвать «позорную» для США сделку с Ираном.

Но тем самым он продемонстрировал всему миру, что никакие договоренности ему не указ, он делает то, что считает нужным, «главное – это Америка», и даже союзники в Европе не смогут его переубедить. Собственно, он рассчитывал, что и союзники в ЕС поддержат такой резкий шаг, однако не получил того, что ожидал, и поэтому сейчас чуть ли не угрожает и европейцам ввести санкции против них, в случае если они не разорвут сделку», - отмечает Фархад Ибрагимов.

По его мнению, разрыв сделки никак не повлияет на Азербайджан, если только в Иране не возникнет нестабильная ситуация, которая может перерасти в нечто большее: «Вот тогда и Азербайджану стоит ожидать потока беженцев из ИРИ. Впрочем, в Иране ситуацию держат под контролем. У властей есть опыт решения гражданских конфликтов -  по 2009 году и началу 2018 года».

«Психологически Иран подготовлен к самым сложным временам, ведь там до сих пор помнят, насколько трудной была экономическая ситуация на протяжении десятилетий. Сейчас же ситуация более стабильная. Да и Европа не ввела санкций. А экономические отношения с Россией и Китаем активно развиваются.

Так что, решение Дональда Трампа о выходе из СВПД особо не повлияет на регион, а если и повлияет, то власти каждой из приграничных с Ираном стран уже готовят план реагирования на самые экстремальные случаи. Думаю, что и Азербайджан не исключение», - резюмировал Фархад Ибрагимов.

Наир Алиев
Media.Az