Среди факторов, которые будут влиять на российско-азербайджанские отношения в ближайшие годы, стоит отметить интерес Москвы к Каспию. Этот интерес, как известно, проявляется как в экономической, так и в военно-политической сфере.

Об этом в беседе с Media.Az заявил ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков.

Как отмечает аналитик, еще в ноябре 2017 года была утверждена Стратегия развития морских портов в Каспийском бассейне (там заложены соответствующие планы до 2030 года). «Развитию прикаспийской транспортно-логистической инфраструктуры были посвящены совещания рабочей группы Президиума Госсовета России.

С другой стороны, вспомним и анонсированный перевод главной базы российской Каспийской флотилии из Астрахани в Каспийск в Дагестане. Сейчас это направление российской политики, естественно, обсуждается в информационном пространстве не так активно, как сирийское. Но это важная долгосрочная тенденция, которая потребует дополнительного взаимодействия Москвы и Баку. Вспомним, что именно оборонное сотрудничество в Каспийском регионе было одной из тем, которую обсуждал министр обороны РФ Сергей Шойгу еще в ходе визита в Баку в августе 2016 года», - заявил собеседник.

Избрание более месяца назад Владимира Путина на новый срок произошло на фоне по-прежнему сложных российско-американских отношений. «С одной стороны, сохраняется повод для американских экспертов и политиков, чьи интересы связаны с Южным Кавказом, снова призывать Белый Дом к активизации в этом регионе, чтобы «не отдавать инициативу Путину». Но на деле тактика США в регионе, скорее, сведется к стороннему наблюдению за ситуацией и периодическим заявлениям, которые будут создавать завышенные ожидания у местной общественности и политиков».

При этом, как говорит эксперт, недоверие и неопределенность между США и РФ может фоновую дипломатическую активность вокруг той же карабахской проблемы даже подстегивать, а вот реализации конкретных инициатив по урегулированию, наоборот, дополнительно препятствовать.

«Действия Белого Дома в первые недели после российских президентских выборов снова показали, что США настроены чередовать усиление и ослабление давления на Москву. Многие задаются вопросом, не усилит ли Вашингтон на фоне напряженности с Москвой давление на ее партнеров (в том числе, на Южном Кавказе), заставляя их сворачивать сотрудничество с Россией. Но, как ни парадоксально, даже если бы США могли пресечь все контакты, например, российского ВПК с зарубежными партнерами, им было бы не выгодно это делать. «Торговля тревожностью» несет куда больше политической выгоды и дает несравнимо больше пространства для маневра, чем уже реализованные жесткие меры», - подчеркнул Михаил Нейжмаков.

Наир Алиев
Media.Az