Ситуация в Сирии с каждым днем меняется. Сегодня с уверенностью можно сказать, что Сирия – это самая «горячая зона» в мире, где происходят ожесточенные бои. Результатом семилетней войны в Сирии на сегодня стало то, что страна полностью поделена между разными силами. 

Так или иначе, на сегодняшний день на мировой карте ООН Сирия показана пока еще как единое целое государство, несмотря на то, что власть Дамаска распространяется не на всю территорию. 

О том, возможно ли собрать Сирию в единое государство и какие процессы там сейчас развиваются рассказал media.az эксперт по Ближнему Востоку Кирилл Семенов.

- Как известно, сейчас в Сирии есть отдельные части и анклавы. Как Вы видите  сегодня ситуацию в Сирии и можно ли сказать, что она сейчас расколота на части?

- Сегодня Сирия расколота не на две, а на больше частей. Это, во-первых, само правительство Асада и те территории, которые она контролирует, это - СДС ( сирийские демократические силы) – зона ответственности США, это - повстанцы на северо-западе страны в зоне Идлиба,  которую контролирует Турция, это - территория на юго-востоке Сирии и юго-западе Сирии, где действует Южный фронт свободной сирийской армии, которая находится под влиянием Иордании и США.

Таким образом, Сирия сегодня фрагментирована, несмотря на то, что режиму Асада  с помощью России и Ирана пока еще удается сосредоточить в своих руках большую часть страны. Но сейчас говорить о том, что режим Асада в будущем сможет полностью контролировать свою страну - не приходится.

- Становится понятно, что Сирия развалена, идет ли речь о том, что территориальная целостность будет восстановлена? Или же все-таки речь идет о полном распаде страны?

- Когда говорим о мирном процессе, речь идет о рамках резолюции СБ ООН 2254, а также и женевского процесса. Речь идет о сохранении единой Сирии. Однако эта ситуация становится все более сложной и, как ни странно, было бы больше шансов сохранения единой Сирии, если бы оппозиция и правительство имели бы равные позиции, не было бы перекоса в пользу одной из сторон.

Мы сегодня видим, что Асад смог добиться больших побед и контролирует больше территорий, соответственно, те небольшие территории, которые сохраняются у оппозиции, либо у курдов на севере и юге Сирии, могут стать квазигосударственными образованиями на длительный период. Эти территории могут оказаться под влиянием внешних сил, которые бы использовали их в своих интересах.

Если же у оппозиции было бы больше территорий, были бы шансы на то, что они смогут договориться с режимом в Дамаске и придти к общему знаменателю и создать единую армию, в таком случае шансов на единую Сирию было бы больше. Сейчас же сам Дамаск не хочет смотреть на своих соперников как на равных, а противники Асада оказываются полностью зависимы от внешних игроков и находятся под их протекторатом в различных частях Сирии. Конечно, нынешняя ситуация приводит к тому, что угроз со стороны Асада становится меньше, но при этом опасность, что они будут пользоваться самостоятельностью, возрастает. В нынешних условиях территории на северо-западе Сирии могут оказаться на долгое время под протекторатом Турции, и выйдут полностью из под власти Дамаска.

- Есть ли возможность того, чтобы Турция сдала эти территории правительственным войскам?

Вероятность такая конечно же есть, но тут вопрос в том что Турция может получить взамен? Какой смысл Турции все это сдавать? Вероятность, конечно же, есть, но она очень маленькая. Не для этого туда были передислоцированы оппозиционные силы из Восточной Гуты и других районов, тем более Турция там развертывает свои военные силы и наблюдательные пункты.

Поэтому говорить о том, что Турция намерена сдавать позиции, не приходится. Наоборот, она намеренно там создает свою зону контроля. Операция «оливковая ветвь» в Африне является демонстрацией данного подхода Анкары, она намерена сохранить зону собственного контроля вдоль турко-сирийской границы.

М.В.
www.media.az