16 августа в Минске прошли две масштабные акции. Одна – в поддержку действующего президента Александра Лукашенко, которую запланировали буквально за сутки, а вторая – оппозиционная. Страсти в дружественной для Азербайджана Беларуси продолжают кипеть. Media.Az беседовала с белорусскими аналитиками, которые выступали на стороне главы государства. Сегодняшний же наш гость - аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Вадим Можейко, который принял участие в оппозиционном митинге в столице Беларуси.
- Появился термин для оппозиционных акций – «Беломайдан». 16 августа протестовали оппозиционеры, одновременно, впервые на площадь вышли сторонники Александра Лукашенко. Оппозиционеров было больше, что признали и сторонники действующей власти. Но что меня удивляет – у белорусской оппозиции нет объединяющей фигуры и программы…
- Что касается программы, то она очень простая. Это три пункта: прекратить насилие (в последние дни оно прекратилось), выпустить всех задержанных и провести честные выборы…
- …Но это требования, а не программа. Как дальше должна развиваться страна по мнению оппозиции?
- Понятно, что глобальная программа не формируется на улицах. Но сейчас мы говорим о новых выборах, тогда и будут программы, которые можно обсудить и понять, куда мы будем двигаться.
- А что касается лидеров протестов?
- Нынешние протесты обходятся без них. Но есть условная фигура, символ – Светлана Тихановская. Когда она была кандидатом в президенты, то говорила, что не является политиком, идет на выборы для того, чтобы через некоторое время провести новые, свободные выборы. Сейчас она в Литве, но, повторюсь, это не имеет значения, она не более чем символ, технический кандидат.
- Многие интервью Светланы Тихановской («Эхо Москвы», Meduza), в которых она заявляла, что Беларуси не нужно союзное государство с Россией и т.д. в РФ посчитали русофобскими. В каком направлении смотрит белорусская оппозиция: Польша, Запад, Россия?
- Геополитический выбор изначально не стоял. Мы за независимость и самостоятельность. Возвращаясь к началу нашего разговора: формулировка «Беломайдан» не очень подходит. Протесты больше похожи на то, что было в Кыргызстане и в Армении, но не в Украине. Национальная тема не на повестке дня.
- Вы упомянули Армению. Это интересный пример. В Армении недавно запретили вещание российских телеканалов. При этом в планах белорусской оппозиции, как, во всяком случае, сообщают российские аналитики и блогеры со ссылкой на сайт Zabelarus, запрет трансляции в Беларуси публицистических, общественно-политических и новостных программ, созданных российскими телеканалами. И при этом говорится о включении в стандартный телевизионный пакет обязательных общедоступных телеканалов Латвии, Литвы, Польши и Украины…
- Мы сейчас комментируем непонятные заявления. Ясно, что в Беларуси есть различные точки зрения. Но, в любом случае, телевизионное поле должно быть сбалансированным. Но сейчас людей на улицах эта тема не волнует.
- Нет ли боязни в Беларуси повторения украинского сценария, когда после «бархатных революций» ухудшилось качество жизни рядовых граждан?
- Я не думаю, что статистика это подтверждает. Понятно, что в Украине есть куча проблем, как и в любой реформирующейся стране. Средняя зарплата в Беларуси такая же, какая была 10 лет назад, люди хотят изменений.
- А внешнее влияние? Складывается ощущение, что оно очень заметно. Телеканалы, например, Belsat, телеграм-каналы – они базируются в Польше…
- У телеканала Belsat долгая история, ему не дают аккредитацию в Беларуси. А телеграм-блогерам приходится работать из-за рубежа, и не важно какая это страна. Но это вряд ли можно назвать внешним вмешательством.
- А в чем все-таки, должны проявляться перемены на внешнеполитической арене? Выход Беларуси из Союзного государства, ОДКБ, ЕАЭС? Вижу публикации оппозиционно настроенных белорусских пользователей в соцсетях, в которых говорится и о том, что советские символы рано или поздно уберут. А ведь белорусский народ больше других пострадал в Великой Отечественной войне. По печальной статистике, каждый четвертый житель погиб…
- Давайте по порядку. Я не вижу связи с тем, что Беларусь больше всех пострадала во Второй мировой войне и советскими символами. А если Россия больше пострадала в войне с Наполеоном, то надо ли до сих пор ходить в одежде тех времен и использовать символику тех лет? Что касается геополитических моментов, то, безусловно, у белорусов разные взгляды. Но мы за хорошие отношения с соседями, в том числе и с Россией. Открытая граница, свободная торговля, тесные добрососедские отношения. Но никак не интеграция. Мы за развитие белорусского языка, но и от русского никто не собирается отказываться.
- И все-таки – ОДКБ и Евразийский Экономический союз…
- Я думаю, что большинство людей даже не знают детали участия Беларуси в ОДКБ и ЕАЭС. Есть общий нарратив - мы за дружбу, но против общего государства. Участие Беларуси в ЕАЭС и ОДКБ просто не на повестке дня.
Наир Алиев