Игра головой приводит к изменениям в мозгу футболистов. Статья об этом опубликована в журнале Brain Injury.

Игра головой – неотъемлемая часть игры в футбол. Сильно ударить головой по мячу невозможно, но зачастую игроки подставляют голову под быстро летящий мяч, чтобы перенаправить его.

В ходе исследования ученые из Норвежского института спорта под руководством Стиан Бахр Сандмо проанализировали образцы крови 89 профессиональных игроков. Анализы брали в разных ситуациях, в том числе после игр и тренировок, во время которых мяч попадал в голову.

«У этого исследования довольно небольшая выборка, – говорят авторы. – Но будущие исследования, дополняющие наше, могут привести к лучшему пониманию потенциального вреда повторяющихся ударов по голове».

В качестве индикатора состояния мозга ученые выбрали микроРНК – молекулы, принимающие участие в экспрессии генов. Всего было выделено три состояния игроков: после случайного попадания мяча в голову, после целенаправленной отработки ударов головой и после обычной высокоинтенсивной тренировки.

Выяснилось, что случайные попадания мяча по голове вызывают изменения дополнительно восьми типов микроРНК по сравнению с обычной тренировкой. Повторяющиеся удары по голове на тренировке приводили к изменениям микроРНК, связанным с выработкой белка TGF-β. TGF-β участвует в защите нервной ткани и предотвращении воспалений, а его высокий уровень считается индикатором травмы мозга.

Для подтверждения выводов исследования авторы работы считают необходимым расширить выборку игроков.