Нейробиологи из Колумбийского университета выяснили, что тягу людей к сладкому можно объяснить обратной связью между кишечником и мозгом. Такое предположение высказывалось и ранее, но теперь ученые нашли механизм, ответственный за этот процесс, и попытались объяснить, почему именно молекулы сахаров так воздействуют на нервную систему. О своей работе исследователи сообщили в журнале Nature.

Сахара — это класс веществ, которые наш организм расщепляет для получения энергии. Они относятся к классу углеводов и представляют собой один или два остатка гескоз или пентоз, многоатомных спиртов. Употребление сахаров активизирует систему вознаграждения мозга, заставляя людей и животных (в частности, мышей) чувствовать себя хорошо. Однако в нашем мире огромное количество сахара, который люди употребляют ежедневно, получая его из продуктов питания. В связи с этим ученые отмечают увеличение таких проблем со здоровьем как сахарный диабет второго типа и ожирение.

Ранее ученые показали, что сахар и искусственные подсластители включают одну и ту же систему определения вкуса. Оказавшись во рту, эти молекулы активируют рецепторы сладкого вкуса на языке, которые затем посылают в мозг сигналы для обработки. Но сахар, в отличие от искусственного подсластителя, влияет на поведение человека — ему хочется есть сладкое еще и еще. Это подтвердилось даже в эксперименте на мышах, которым давали воду с сахаром и с подсластителем: через некоторое время подопытные стали пить только сахарную воду.

Чтобы понять, как работает этот механизм возникновения привыкания к сахарам, исследователи провели аналогичный тест с мышами, но в этот раз еще и следили за активностью их головного мозга. В результате ученые впервые выявили область мозга, которая реагирует исключительно на сахар: хвостатое ядро одиночного пучка (cNST). Оно расположено в стволе головного мозга, отдельно от области обработки вкуса мышей, и занимается сбором информации о состоянии организма.

Путь к этому ядру начинается с кишечника. Там белок-транспортер SGLT-1 возбуждает сигнал, который проходит через блуждающий нерв и обеспечивает прямую передачу информации от кишечника к мозгу. Эти рецепторы в кишечнике реагируют только на глюкозу и подобные ей молекулы, игнорируя искусственные подсластители. Стоит сказать, что они посылают сигналы и в ответ на фруктозу — более сладкий аналог глюкозы, который наравне с ней входит в состав сахарозы, компонента привычного нам сахара. Хотя новое исследование было проведено на мышах, ученые предполагают, что то же самое справедливо и у человека, так как он проявляет схожее пищевое поведение.

(Источник: Reddit)