Ученые из Китая создали образцы крови с «универсальным» резус-фактором

Ая -

Ая +

Китайские молекулярные биологи и химики разработали специальное покрытие для красных кровяных клеток, не мешающее им переносить кислород, но при этом не позволяющее иммунитету распознавать белки, связанные с резус-фактором, - это поможет решить проблему отторжения тканей и органов при трансплантации. Первые итоги работы ученых были описаны в статье в журнале Science Advances.

«Наша работа открывает дорогу для создания «универсальной» крови, пригодной для любых форм переливания. Кроме того, она говорит о том, что аналогичные приемы «перестройки» поверхности клеток можно применять и в трансплантологии», - пишут исследователи.

ТАСС пишет, что кровь человека содержит в себе множество биомаркеров, которые клетки иммунной системы используют в качестве опознавательных знаков системы «свой-чужой». Несовпадение этих меток ведет к развитию реакции, в ходе которой иммунитет начинает разрушать «чужие» кровяные тельца, что приводит к массе негативных последствий.

Помимо классических четырех групп крови, связанных с наличием определенных выростов на поверхности красных кровяных клеток, существует еще одна подобная система - резус-фактор (Rh). Носители положительного Rh обладают набором генов, который заставляет их эритроциты вырабатывать определенные мембранные белки, которые отсутствуют у людей с отрицательным резус-фактором и провоцируют у них иммунный ответ.

Знание группы крови и резус-фактора крайне важно при переливании, трансплантации, различных неотложных операциях, беременности и в других случаях. В настоящее время в больницах для этого используются лабораторные центрифуги, а сам процесс занимает около получаса, что часто заставляет врачей идти на риск, если за это время пациент может умереть.

Ученые из Чжецзянского университета (Китай) выяснили, что подобных проблем можно избежать, если покрыть поверхность эритроцитов очень тонким слоем специального гидрогеля. Так ученые называют пористые полимерные материалы, почти полностью состоящие из воды и обладающие большой гибкостью и химической проницаемостью.

Для нанесения подобного покрытия на поверхность живых клеток химикам пришлось создать специальный набор коротких спиртовых молекул и аминокислот, способных присоединяться к поверхности эритроцитов, не искажая их формы, и формировать нанослой из полимерных нитей на их поверхности, удерживающих воду.

Работу этой системы ученые проверили на эритроцитах человека с положительным Rh, попытавшись их ввести в образцы крови и сосуды мышей и кроликов с отрицательным резус-фактором. Попадание «чистых» кровяных телец вызывало сильную иммунную реакцию, тогда как «упаковка» в полимерную оболочку защитила грызунов от гибели.

При этом стелс-эритроциты, как их назвали ученые, хорошо поглощали кислород, меняли свою форму и проявляли другие признаки жизнедеятельности. В среднем они жили так же долго, как и обычные кровяные клетки, а их гибель и распад полимерных нанооболочек не вели к развитию воспалений и прочих нарушений в работе организма.

Подобным образом, как предполагают исследователи, можно обрабатывать различные культуры клеток и органы, которые трансплантируются в организм пациента взамен поврежденных тканей его собственного тела. Полимерная упаковка сделает их невидимыми для иммунитета, что предотвратит отторжение и избавит пациентов от необходимости постоянно принимать препараты, подавляющие иммунную систему.

в начало