Млекопитающие начали колонизировать Землю и заметно увеличились в размерах меньше чем за миллион лет после того, как вымерли все крупные динозавры и другие представители мезозойской фауны. Об этом пишут палеонтологи, чью статью опубликовал научный журнал Science, сообщает ТАСС.

«Всего через сто тысяч лет после падения метеорита видовое разнообразие млекопитающих удвоилось, а их масса достигла значений, характерных для мезозойской эры. Через 300 тысяч лет она утроилась, а первые крупные млекопитающие появились через 700 тысяч лет после исчезновения динозавров. Этот процесс был тесно связан с ростом видового разнообразия растений, а также с климатическими изменениями», - пишут ученые.

В конце мелового периода, примерно 65,5-66 млн лет назад, на Землю упал астероид диаметром примерно в 10-15 км. Этот катаклизм был сопоставим по силе с одновременным взрывом нескольких сот тысяч атомных бомб, чья общая мощность эквивалентна 240 млн мегатонн тротила.

Как считают ученые, падение небесного тела не только породило мощнейшие цунами и вызывало кратковременную «астероидную зиму», но и спровоцировало массовые извержения вулканов на плато Декан в будущей Индии. Они выбросили еще больше пепла и пыли, что привело к массовой гибели растений, а затем и всех крупных животных с массой тела больше, чем 25 кг.

Палеонтологи под руководством Тайлера Лайсона, куратора Музея науки и природы в Денвере (США), проводили раскопки на территории штата Колорадо (США). В результате они получили первые детальные данные о том, как флора и фауна Земли, в том числе и млекопитающие, восстанавливались после этого катаклизма.

Это помогло Лайсону и его команде составить первую детальную хронологическую шкалу эволюции жизни непосредственно после вымирания динозавров. Ее анализ подтвердил, что млекопитающие начали «выходить из тени» древних рептилий очень быстро, увеличившись в размерах и массе почти в сто раз за первый миллион лет после падения астероида. Их развитие и распространение по Земле, в свою очередь, было тесно связано с двумя другими факторами - эволюцией растений и появлением новых источников пропитания, а также с климатическими циклами.

Потепления и похолодания, в свою очередь, совпадали по времени с циклами активности вулканов на плато Декан. Это говорит об их важной роли в эволюции древнейших предков человека, а также всех остальных современных обитателей Земли, заключают авторы статьи.