Новости Азербайджана | Media.az https://media.az/assets/frontend/images/favicon/android-icon-192x192.png
1002 AZ Baku Nasimi district R.Rza street, 75
Phone: +994 (012) 525-49-09
Гаяна Юксель: Если кто-то думает, что агрессор к нему не придет, то он ошибается - ИНТЕРВЬЮ
  1. Главная страница
  2. Политика
  3. Гаяна Юксель: Если кто-то думает, что агрессор к нему не придет, то он ошибается - ИНТЕРВЬЮ

Гаяна Юксель: Если кто-то думает, что агрессор к нему не придет, то он ошибается - ИНТЕРВЬЮ

Ая -

Ая +

Украина живет грядущим наступлением ВСУ, в преддверии которого появляется все больше новостей о закручивании российскими властями гаек в Крыму, при этом больше всего страдают крымские татары. Согласно отчету Крымскотатарского ресурсного центра, в I квартале 2023 года российские силовики провели в аннексированном Крыму 21 обыск, из них 19 - в домах крымских татар. Было произведено 61 задержание, 49 - в отношении крымских татар. 83 ареста, из них 54 - в отношении представителей коренного крымскотатарского народа.

В беседе с Oxu.Az представитель Меджлиса крымскотатарского народа, член коллегии Министерства культуры и информационной политики Украины Гаяна Юксель отметила, что репрессии в отношении крымских татар проводятся не только с момента вторжения России в Украину в феврале 2022 года, они идут все девять лет после оккупации Крыма:

- В основном репрессивные меры применяются в отношении коренного крымскотатарского народа. Оккупационные власти рассматривают крымских татар как деструктивный элемент, ведь они выступали против оккупации. В общем-то, говорят, что только крымские татары и были против захвата Крыма Россией. Последняя сводка за первый квартал 2023 года - это свидетельство продолжения давней репрессивной политики.

Действительно, оккупанты напуганы предстоящим контрнаступлением Вооруженных сил Украины, они понимают, что расплата за совершенные за 9 лет преступления неизбежна. И поэтому еще больше закручивают гайки, начиная от административных и уголовных дел, и заканчивая, как они это говорят, «гражданским контролем».

- А что это такое?

- Это доносы, стукачество на тех, кто неугоден. Есть сайты, Telegram-каналы, где выставляется такая информация. Людей наказывают за любую связь, любое упоминание Украины. Нравится кому-то украинская музыка, символический ряд Украины, цвета национального флага, говорит этот человек о том, что в Украине было хорошо - он уже неблагонадежный. Его находят, выставляют его приватную информацию, заставляют извиняться на видео (если «вина» незначительная). Если считают, что кто-то достаточно серьезно виноват (а фактически-то правонарушений не было), то доводят дела до закрытия предприятий этих людей, выписывают штрафы и т.д. То есть используется широкий спектр репрессивных мер. И причина всего этого, как я уже сказала, это страх за содеянные преступления.

- Каким вы видите будущее Крыма после освобождения? Понятно, что у полуострова уже был статус Автономной Республики в составе Украины. Но в прошлом году в украинском экспертном сообществе разгорелась дискуссия о том, будет ли у коренного крымскотатарского народа некий высокий статус в Крыму. Многие высказались «за», но нашлись и те, кто «против».

- Вопрос в том, каким будет Крым после деоккупации - очень широкий. Нужно будет наводить порядок, все переформатировать, возвращать полуостров в украинское юридическое поле. Это касается политики, экономики, образования, культуры, военной сферы и т.д. Как это все будет - предмет для дискуссий экспертов, и такие обсуждения уже идут. Эту работу неформально возглавило постоянное представительство президента Украины в Автономной Республике Крым.

Понятно, что ярые коллаборанты, которые были на первых позициях из так называемого «А-протокола» понесут наказание. А что делать с другими людьми? Что делать с директорами школ, врачами, инженерами, которые работали? Это широкий спектр вопросов, ответы на которые сейчас вырабатываются.

Что касается статуса Крыма, то здесь есть разброс мнений. Кто-то считает, что менять имеющийся статус не стоит. Другие выступают за изменения, считают, что Крыму надо придать статус Крымскотатарской национальной территориальной автономии. Не культурной (это, по сути будет общественная организация), а именно территориальной.

Лично я вижу необходимость в изменении статуса. Непонимание и неучитывание интересов коренного народа, отсутствие работы с крымскими татарами во многом и привело к массе ошибок, которые были сделаны еще до 2014 года. Сейчас эти ошибки надо учесть и исправить.

- В конце февраля, перед Мюнхенской конференцией по безопасности коммуникационное агентство thekuskt CNC обнародовало результаты опроса украинцев, который показал, что 85% населения считают, что отхода российской армии на границы до 24 февраля 2022 года мало для прекращения огня. Для подавляющего большинства обязательным является возврат Донбасса и Крыма. Конечно, прошло не так много времени с тех пор, но, на ваш взгляд, для украинцев возвращение Крыма и Донбасса до сих пор являются главным условием для возможного перемирия с РФ?

- Люди уверены, что Крым и Донбасс вернутся. Полномасштабное вторжение в феврале прошлого года полностью изменило отношение украинцев к России. Если раньше были, условно говоря, сочувствующие РФ, то теперь их нет. Люди увидели те зверства, горе, которое принесла российская агрессия на украинскую землю. Сейчас все украинцы говорят только о полном освобождении Украины от захватчиков.

Кроме того, все понимают, что только освобождения территорий недостаточно. Ведь потом, через 3-5 лет они опять наберут силы и могут вновь ударить. Поэтому Украина говорит о необходимости изменения всей архитектуры мировой безопасности. Не должно быть так, чтобы одно государство, которое почему-то считает соседнюю страну своей исторической землей, постоянно нападало. И если кто-то наивно думает, что агрессор к нему не придет, то он глубоко ошибается. Если бы пала Украина, то Кремль пошел бы дальше - Польша, страны Балтии и даже, возможно, Турция, ведь в Москве всегда считали, что имеют право контролировать черноморские проливы.

В Украине говорят, что война должна быть завершена победой, после того, что совершили агрессоры невозможны никакие переговоры.

- Кстати говоря, российский пропагандист, в прошлом депутат Госдумы V созыва Семен Багдасаров в эфире у другого пропагандиста Владимира Соловьева не так давно заявил, что России следует «воспользоваться ситуацией» и вернуть Константинополь, то есть Стамбул.

- Так он не один такой. У них периодических всплывают пропагандисты, которые делают подобные вбросы. А за этим, порой идут какие-то действия, принятие решений на государственном уровне. Я бы ко всем таким заявлениям относилась очень серьезно. Вообще в России какая-то нездоровая система, там считают, что с миром нужно разговаривать только с позиции силы, бряцая оружием. Эту политику они и проводят по отношению к Украине.

- Давайте продолжим тему Турции. В СМИ часто появляются публикации о том, что украинские делегации, представители крымскотатарского народа часто приезжают в Турцию. А Анкара продолжает прилагать усилия для прекращения войны в Украине...

- Турция - это стратегический партнер Украины. Это не просто слова. Этому есть масса подтверждений в практической плоскости. Турция никогда в международных инстанциях не голосовала против Украины, всегда высказывалась за территориальную целостность страны. Турция помогала Украине в решении «зернового вопроса», с военнопленными с «Азовстали» (тогда Анкара выступила в качестве третьей стороны и забрала часть плененных себе, была проведена процедура экстракции). Есть помощь и в обмене военнопленными, в сфере безопасности. Перечислять можно долго.

А крымские татары всегда были своего рода мостом для между Украиной и Турцией. Представители крымскотатарского народа обращаются за помощью к турецкой стороне. Анкара очень активно помогает беженцам, вынужденным переселенцам, которые оказались в Турции.

в начало