C 6 по 11 ноября в Баку пройдет второй международный театральный фестиваль «М.А.Р. -2018». В беседе с Media.Az художественный руководитель фестиваля, почетный член фонда культуры Европы, художник года Финляндии, режиссер Кямран Шахмардан рассказал о предстоящем культурном мероприятии, о сегодняшнем дне отечественного театра и его будущем: 

- Во-первых, этот фестиваль несет в себе определенный концепт. Он предназначен для того, чтобы дать выбор азербайджанскому зрителю и помочь разобраться в новшествах мирового театра. А тем временем мировой театр давно вышел из кризиса и уверенно шагнул вперед. Мы привозим то, чего здесь нет. Мы хотим, чтобы, наш зритель выбрал для себя то театральное течение, которое близко ему по духу. Современный театр очень разнообразен. Обратите внимание, у нас превосходный классический балет, но в тоже время отсутствует физический театр, модерн-балет, экспериментальный театр. Я, как художественный руководитель фестиваля, по своим идейным соображениям, хочу дать палитру выбора современного театра в Баку. Задача -  поднять уровень осведомленности отечественного зрителя. Устроить определенный театральный бум. Люди перестали ходить в театры, потому что, нового театра нет, а старые уже приелись. Эту образовавшуюся пустоту  обязательно нужно заполнить. Вот  мы ее и заполняем современным мировым театром. Я настоятельно советую вам посмотреть спектакль «Сирена» датского королевского модерн-балета. Вы сможете насладиться этим балетом на сцене театра Оперы и Балета. Я считаю, что это один из лучших коллективов мира в этом жанре.

Ни для кого не секрет, что я живу в Финляндии. Там уже 15-ый год функционирует мой театр «Black and White». Этот театр стал городским, в нашем фестивале проводится свой фестиваль, который стал государственным. В прошлом году датский театр привозил спектакль «Black Diаmond». Спектакль был настолько потрясающим, что я пригласил этот театр в Баку, с новой постановкой. Премьера спектакля бывает три раза. Они уже играли в Италии, США и вот третья страна -  это мы.

Также рекомендую посетить ТЮЗ, где будет играть московский балет с постановкой Александра Пепеляева «Кафе Идиот». Это по Достоевскому. Спектакль  - обладатель «Золотой маски». В техническом плане нынешний театр очень современен, а мы не можем до сих пор разобраться с техникой 90-х годов. Это печально. А ведь Азербайджан имеет глубокую театральную историю. Все идет от зороастризма. Я имею ввиду религиозные ритуалы и постановки. Да, это не театр в прямом его понимании. Но это начало. У нас потрясающая история площадного театра, когда делали постановки на площадях. Это тоже ведет к зороастризму. Примером может послужить представления на Новруз Байрам. Ведь есть свои герои: Коса и Кечял и т.д. Театр ушел из площадей, но мы не можем сказать, что мы не театральное общество, не театральная страна. Театральность засела у нас в крови.

Разве мугам не ветвь театра? Это же наша опера. Есть китайская опера, а есть наша опера. И мугамом мы удивляем весь мир. И мы ведь гордимся им. И мы должны дальше популяризировать его во всем мире. Но как мы будем это делать, если мы не впускаем, не пропускаем через себя и не воспринимаем современный театр? В свое время Гусейн ага Араблинский был пионером в этом деле, а современники не особо-то и принимали его начинания.  Сейчас Араблинский считается нашей классикой. Так же как и Гаджибеков, Сарабский -  они все вобрали в себя то лучшее, что мог им дать мировой театр. А так как в то время уже был образован национальный театр, европейский театр очень плохо приживался. Араблинского жестко критиковали, оскорбляли, били и т.д. Он мученически страдал от этого. А ведь это были времена доминирующих ортодоксальных  исламистов, которые называли всех деятелей искусства отрепьем, муртадами, недостойными и т.д. Доходило до того, что актеров отказывались хоронить на кладбище вместе с остальными. И представьте, какой отпечаток оставила эта ситуация в памяти народа. Ведь до сих пор не совсем поменялось отношение к актерам театра. На нас смотрят как на клоунов и несерьезных людей. Во времена Араблинского было жестче и опасно для жизни. Но он жил театром. Кстати, возможно многие не знают, но татарский театр до сих пор работает и живет по системе Араблинского. Представляете, систему работы татарского театра выстроил азербайджанец. Так что, поверьте мне, у нас прекрасно развита театральная культура.  И я не побоюсь сказать, что мы, азербайджанцы были пионерами во многих отраслях искусства. Будь то опера или балет. 

- Скажите, а как обстоят дела с фестивалями в странах Закавказья в целом? 

- Единственная страна, которая организовывает такой огромный фестиваль -  это мы. Тем не менее, грузины тоже большие молодцы, у них проводится три крупных театральных фестиваля. Это очень значимая цифра. А у нас один. Но не будем прибедняться, наш фестиваль имеет концепцию «театр без границ». То есть, от уличных артистов до балета. 

- В одном из интервью вы говорили, что деньги не главное в театре, ведь при желании можно выйти на улицу и сыграть спектакль там…

- В идеале, для художника деньги не важны, и они ему не нужны. Но это в идеале. Но мы же живем в обществе и понимаем, что без денег невозможно и шагу ступить. Времена меняются. Молодежь требует другого языка общения. Ведь театр -  это зеркало общества. И если нет так называемого заказа со стороны общества, ничего  не произойдет. Я немного разъясню: театр и общество должны вести диалог. И общество  должно быть активным. И здесь уже задача театра  - уловить темп и желания общества. Ведь Юрий Любимов уловил желания зрителя. Поставив «Гамлета»,  он сотворил чуть ли не переворот в сознании людей. Зрители стояли в очередях за билетами. Какое общество, такой и театр. А у нас получается замкнутый круг. Общество не видит толка в этом «зеркале». Зрителю не дают выбора. Нет современной драматургии. Зритель должен понимать, что театр живет с ним в одном городе, одной стране  и осведомлен о всех проблемах, причем от психологических до бытовых. У нас любят ставить классику. Замечательно. Давайте ставить. Но ведь можно осовременить того же Гамлета. Поверьте, зрителям понравится. Дайте молодежи управлять театрами. Она должна занимать свои позиции. В театрах должны быть молодые менеджеры, драматурги.   

- А может этих самых молодых специалистов не устраивает зарплата? 

- Но ведь не для этого мы приходим в эту профессию. Это же образ жизни. Мы даже не служим театру. Так как театру служить невозможно. Когда появятся качественные работы, общество вас вознаградит. Ставьте интересные, смелые, современные спектакли и зритель отблагодарит вас деньгами. Ведь когда я начинал, у меня не было денег на хлеб. А сейчас я могу прокормить несколько семей. Я хочу обратиться к молодежи: не нужно служить театру, он вам ничего не даст! Он вас разжует и выплюнет на улицу. Театр должен стать образом жизни. 

Часто слышу выражение  «художник должен быть голодным». Пусть лучше поголодают те, кто говорит подобные глупости. А артист должен быть вознагражден! А у нас как получается? 10% труппы работает, а остальной театр сидит на иждивении. О чем это говорит? О том, что с коммерческой точки зрения театр не выгоден. Люди профнепригодны. Театр должен хотя бы зарабатывать на свои постановки. Любой спектакль должен приносить дивиденды. Это правило. В противном случае, театр мертв. Находите контакт со зрителем. Если нужно, то выходите на улицу и общайтесь со своим зрителем.

- Как вы относитесь к званиям артистов? Имеется ввиду, заслуженный или народный артист...

- Я ничего не получал, и, откровенно говоря, не хочу. Это традиции, оставшиеся еще с советского периода. Пускай будут эти звания. Если эти звания стимулируют кого-то, или мотивируют, то ради Бога. Я живу в Финляндии, и мне точно не нужны никакие звания. 

- Вы говорите о нехватке кадров. Но ведь в Азербайджане функционирует целый университет, который выпускает театроведов, режиссеров, актеров и т.д. Может, он и не нужен вовсе?  

- Нельзя идти пешком назло кондуктору. Это ничего не решит. Ведь это, по большому счету, люди со сломанными судьбами. Эти люди сами ничего не ставят, чему они могу научить своих студентов? После институтов и университетов ко мне приходят сломанные люди. Что мне с ними делать? Их приходится по новой ломать. А ведь это живые люди. И они, в большинстве своем, потеряны для искусства. Вы понимаете? Ведь из всех выпускников в театры идут от силы 7-8%. Остальные уходят либо в другие отрасли искусства, либо вовсе меняют профиль своей деятельности. Они понимают, что нужно что-то делать. И не важно, русскоязычный это человек или азербайджаноязычный.  Искусство тогда не имеет национальности, когда это настоящее искусство. В противном случае - это лжепатриотизм. Патриотизм должен быть, но не в извращенной форме. 

- Как влияет популярная культура на искусство? 

- Это ужасно, когда вместо искусства пропагандируется поп-музыка. Нужно точно различать грань. Сейчас пришло время «тойханы» (свадебной культуры-ред.). Всю необходимую эстетику наши сограждане получают из этой «тойханы». Песни послушать, себя показать, на других посмотреть, поесть и выпить. Вот и все. Эстетический голод полностью утолен. Зачем им идти в театр, зачем платить театру, где себя не покажешь, не споешь и не выпьешь?  У общества есть потребность в эстетике. Он должен ее откуда-то брать, и когда театр теряет свои позиции, эту нишу заполняет «тойхана».  Но я оптимист и не верю в то, что искусство может полностью уйти в небытие. 

-  При помощи, условно говоря,  каких "трех китов" возможно решить проблемы с театрами в Азербайджане? 

- Первый "кит" -  это зритель, его социальный заказ. Второй - это драматургия, а третий -  кадры. К сожалению, нам не хватает хороших кадров. Нужно посылать за границу режиссеров, актеров, технических работников и т.д. Современный театр шагнул очень далеко. С помощью Центра «Yarat», мы будем воспитывать нашего зрителя. 

- Что бы вы хотели сказать читателям напоследок? 

- Обратите внимание, сегодня многие сидят в социальных сетях. Они готовы обсуждать нижнее белье той или иной исполнительницы и при этом, причмокивая, говорить, «у нас же культуры нет»! А чего вы все время ноете? Вот у нас есть фестиваль. Будьте активными, приходите и смотрите. Вы ведь обсуждаете все что угодно, кроме искусства. Вы постоянно недовольны, сделайте что-нибудь! В данном случае, проголосуйте билетом. Вы же сами себе противоречите. Молодые мои зрители, хватит причитать! Идите в театры, снимайте любительское кино, ставьте спектакли. Будьте активными. Приходите! Помогите нам и культуре! Это крик души!   

Джавид Османов
Media.Az